ЧИТАЙТЕ - ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ

В. В. Милицкая
Заведующая отделом творческого развития читателя

Читайте - вы талантливы

«Книга должна быть исполнена как соната. Знаки ноты. В воле читателя — осуществить или исказить». (М. Цветаева)

                     

Библиотека — мир особенный, с одной стороны — это хранилище духовного опыта человечества, с другой, социальный институт, призванный доносить этот опыт до каждого конкретного человека, обращаясь к его личности, учитывая возраст, вкусы, пристрастия.

В библиотеке есть все условия для объединения людей не формально, а по общности интересов, свободному выбору деятельности. Чтение — та благодатная деятельность, которая открывает пути жизненных ориентиров, сближает людей, способствует возникновению атмосферы духовной общности. Для некоторых подростков — убежище от негативного воздействия улицы, для других — первые шаги на пути к будущей профессии, для третьих — поиск единомышленников, которыми могут стать и взрослые члены семьи. Сегодня мы слышим, что чтение уходит в прошлое, что привлечь детей и подростков к чтению почти невозможно, попробуем высказать иную точку зрения.

В библиотеках существуют различные объединения читателей по интересам. Одной из форм такого объединения является Клуб семейного чтения. О создании такого Клуба, причинах его создания, программах, и способах их реализации пойдет речь в этой статье.

Клуб семейного чтения в Российской государственной детской библиотеке организован в Отделе эстетического воспитания (с 1 ноября 2011 года — Отдел творческого развития читателя). Одним из подразделений Отдела, кроме Пушкинской комнаты, Зала семейного чтения (в структуре отдела появился в 2009 году), является Зал литературы по искусству. В этом зале сосредоточены прекрасно изданные художественные альбомы, научные монографии и популярные издания по искусству. В свое время специализированный зал был создан для того, чтобы (по выражению руководителей библиотеки) «молодое поколение не прошло мимо такого богатства как книги по искусству». Работа с такой литературой требует от читателей особых навыков, знаний, умений, особенно, если речь идет о детях и подростках. Им, несомненно, требуется помощь взрослого: библиотекаря, педагога, родителей. Но взрослые не всегда понимают полезность, эстетического воздействия искусства на их детей. Как-то незаметно ушли из просвещения и воспитания гуманистические идеи, мир взрослых жестко отразился в душах подрастающих детей. Может быть, Клуб семейного чтения поможет объединить детей и взрослых в общем, увлекательном деле, которым может стать совместное чтение, подкрепленное творческой деятельностью?

С чего начать после объявления о начале работы Клуба семейного чтения в библиотеке? Какие шаги предпринять на первых порах? Ясно, что до встречи с детьми необходимо встретиться с взрослыми членами семей, обсудить условия нашего сотрудничества, причины, побудившие взрослых отозваться на наше приглашение.

Готовясь к этой встрече, организаторам необходимо было продумать и сформулировать цели и задачи дальнейшей работы и, наконец, быть готовыми предложить программу действий.

Первая встреча с родителями: посвящена вовлечению взрослых членов семей в обсуждение организационных вопросов, а также проблем, связанных с чтением детей. Это вопросы, которые необходимо выяснить и решить до начала совместных занятий с детьми. На повестку дня сразу вышла проблема, связанная с общением: способность выслушивать, спокойно обсуждать, договариваться. Родители не были готовы к такому общению. Различными были и причины, которые привели их в Клуб. Они не были группой единомышленников и представляли собой, по крайней мере, три категории:

  • родители, которые не задумывались над тем, что им хотелось бы получить от занятий в Клубе («пришли и пришли, посмотрим, что получится»);
  • родители с завышенными ожиданиями («дать детям то, что не можем сами»);
  • родители (их было немного), точно формулирующие свои ожидания — это родители детей — воспитанников изостудии «Мир в красках», которых привела в библиотеку руководитель М. С. Каштанова, прекрасный педагог, профессиональный художник, консультант Клуба по изобразительной деятельности.

Как показала диагностика читательского и творческого развития детей (психолог О. Л. Кабачек), ожидания некоторых родителей далеко не всегда соответствовали возможностям ребенка. Еще более проблематичным оказалось общение в семье. На вопрос: «чему учитесь Вы у своего ребенка?». Получили ответ: «Чему это я могу у него учиться?».

Дети на вопрос: «Чего бы ты хотел(а) от взрослых?» отвечали: «Любовь, добро. Чтобы ко мне лучше относились».

Клуб — добровольное сообщество, но сообщество может быть только при партнерских отношениях всех со всеми: не только взрослых между собой и детей друг с другом, но, что не менее важно, взрослых с детьми. Таким образом, партнерство требует равенства и строится на умении общаться, а умению общаться необходимо учиться — таков первый вывод, который был сделан после знакомства с семьями, пришедшими в Клуб. Решение этой задачи возможно лишь при выполнении правил, принятых к исполнению всеми членами Клуба независимо от возраста.

Эти правила были выработаны и заключались в следующем:

  • Человек имеет право выбора: библиотекаря, с которым хочется общаться, книги, которую хочется прочитать, творческую деятельность, в которой хочется себя проявить. Творческая деятельность добровольна, сопровождает работу с книгой.
  • Человек имеет право на ошибку: независимо от возраста экспериментируй, не бойся ошибаться. Поиск творческого пути не обходится без ошибок, пробуй смелее и найдешь решение.
  • Человек имеет право на собственное мнение: мнение каждого члена сообщества принимается уважительно, даже, если с точки зрения большинства, оно — ошибочно. Итак. члены Клуба должны уважительно, без предубеждения относиться к выбору другого человека, терпимо — к его ошибкам, считаться с его мнением.

Следующий этап: учимся говорить и слушать.

«Диалог как форма общения» — первостепенная задача, от решения которой в дальнейшем зависят успехи детей и взрослых в преодолении психологических барьеров. Общение здесь рассматривается как самостоятельная деятельность, а диалог как сотрудничество сторон. Диалог, при помощи которого строится общение — это «не улица с односторонним движением», а движение навстречу друг другу. Умение полноценно общаться не только на бытовом уровне — искусство, которого в семьях, за небольшим исключением, не было, этому нужно учиться. Таким семьям необходима помощь психолога, и они получили ее на занятиях психологического практикума для родителей. Впоследствии эти занятия вылились в исследование «Детско-родительское сотрудничество как необходимое условие творческого развития ребенка» (руководитель к. псих. н., сотрудник отдела Л. В. Бондарева). Психологическую помощь получали и дети.

Для успешной работы Клуба руководители должны были позаботиться о создании атмосферы, способствующей общению детей со своими родителями, детей одного возраста друг с другом, детей разного возраста друг с другом, родителей между собой.

Инициатива исходит от библиотеки, и библиотека предлагает систему занятий, основанную на совместной читательской и творческой деятельности детей и взрослых.

В процессе работы учимся разговаривать, слушать и, что особенно важно, слышать друг друга.

Разговор об искусстве, основанный на работе с книгой об искусстве, должен был, на взгляд организаторов, иметь продолжение в творчестве Он должен подкрепляться посещением музея, театра, концертного зала, встречами с профессионалами — писателями, художниками, музыкантами.

Но ребенку, подростку необходимо время для установления контакта с новым,. необходимо найти пути, которые соединили бы новое с хорошо знакомым, знакомое должно «прорости» в новом, а новое — укрепиться в понятном и близком. Поэтому первые занятия с книгами по искусству строятся, на наш взгляд, на знакомом материале фольклора (волшебной сказки): «Сказка в разных видах искусства». Эти занятия выстраивались следующим образом:


На основе сюжета народной сказки совершается путешествие в мир искусства с ее главными персонажами. На основе изученного, каждым участником создается свой образ.

Сказка, отраженная в разных видах искусства, не только помогает познакомиться с различными видами искусства, но и способствует пробуждению общего интереса детской и взрослой аудиторий к чтению и творчеству.

Рисунок и фрагмент макета «Сказочная поляна» по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди».

Добровольность творчества способствует выбору деятельности, формирует личностное отношение к различным видам ее и результату. Непрерывность впечатлений, получаемых детьми при выполнении творческих работ и непосредственном общении с искусством (при посещении музея, театра, концерта) позволяют получать знания не через механическое заучивание, а через личные переживания. От родителей требуется поддержка детей во всех начинаниях, умение объяснить, если это потребуется, и самим участвовать, выполняя индивидуальную или совместную с ребенком работу. От руководителей требуется основательная и разносторонняя подготовка: занятий, которые должны быть так организованы, наполнены таким содержанием, избрана такая форма изложения материала, чтобы слушатели и большие и маленькие «проживали» все, о чем шла речь на занятии, и не просто «проживали», а эмоционально «отзывались», воплощая свои впечатления в творчестве.

Работа с книгой, дополненная посещением музея, встречей с профессионалами, заканчивается новым обращением к книге с позиций уже полученных знаний, а значит — на качественно новом уровне. Составляющие этого процесса могут меняться местами в зависимости от ситуации и решения конкретной задачи, неизменным остается внимание к ребенку, его мироощущению, впечатлениям, интересам.

Поскольку «ядро» Клуба составили воспитанники изостудии «Мир в красках», то посещение музея не могло не вдохновлять их. И результатом встречи становилось собственное творчество.

Занятие в музее «Дом боярина Романова». Результат — детские работы, для альбома семейного творчества «Заповедные уголки Столицы».

Иллюстрация: «Палаты боярина Романова»

Постепенно цель, которую вначале ставили перед собой организаторы Клуба — привлечение читателей в Зал литературы по искусству, перерастает в глобальную — воспитание читателя библиотеки. Литературой по искусству уже ограничиться невозможно, появляется литература по истории, философии, психологии и художественная литература.

Далее работа строится следующим образом:

Содержание работы.

  • Выбор темы (произведения);
  • Работа с литературой по теме;
  • Совместное чтение детей и взрослых, работа с текстом;
  • Обсуждение;
  • Отражение темы (произведения) в искусстве;
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей на освоенном материале;
  • Консультативная помощь семьям по организации семейного досуга.

Предполагаемый результат.

  • Создание литературных текстов;
  • Иллюстрирование текстов;
  • Иллюстрирование художественных текстов;
  • Создание рукописной книги;
  • Создание выставок-макетов;
  • Участие в литературных праздниках, спектаклях, организация выставок семейного творчества.

Мы в библиотеке, а в библиотеке главное — книги, поэтому, естественно, у ребят появляется и проявляется интерес к истории создания книги и книжной иллюстрации. Рисующие дети проявили себя лидерами и стали называться группой иллюстраторов. К ним присоединились «неохваченные» коллективной деятельностью ребята: однажды заглянув «на огонек», они остались, затем появились и их родители. Так книга сама стала главным действующим лицом:

  • Книга в жизни человека и общества;
  • Книга как связующее звено между культурами во времени и пространстве;
  • Книга не только источник знаний, но и носитель культуры духовной;
  • Книга как произведение искусства.

Подобным образом темы были сформулированы для взрослых: родители после занятий подбирали книги для чтения дома. Для детей и подростков темы звучали по-другому. Цикл занятий по истории книги включал в себя десять занятий, но мы рассмотрим, некоторые из них, те, которые вызвали наибольший интерес у участников.

Занятие: «На чем писали наши предки».

  1. Виды писчего материала: берестяная грамота глиняные таблички, история создания пергамента, папирус. Откуда пошло название «тетрадь».
  2. Работа со словарем: записываем незнакомые слова
  3. Урок творчества: пишем на бересте. Материал: береста. Инструмент: «писало».

Книги:

Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение, XVII век /Л. И. Владимиров. — М.: Книга, 1988. — 320 с.
Немировский Е. Л. Большая книга о книге /Евгений Немировский. — М.: Время. 2010. −1086 с.: ил., факс, портр.
Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: книга для учащихся /Е. Л. Немировский. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.: ил.
Утевская П. В. Слов драгоценные клады. — М.: Дет. лит., 1985.

Тема занятия позволяет отправиться в путешествие в глубину веков, путешествие, которое открывает историю возникновения наскальных рисунков, узелкового письма, знакомит с культурами разных народов, но еще и позволяет воплотить свои впечатления и свое понимание исторических фактов в конкретном творчестве. Здесь с одинаковым рвением работают и рисующие и не рисующие, раскрывая в себе таланты «Писали» и «читали» пиктографические сочинения, на альбомных листках изображали иероглифы, плели из разноцветных ниток замысловатые «узелковые письма». Пластилин, нанесенный тончайшим слоем на картон, заменил глину — появились «глиняные таблички» с начертанными на них «письменами», на бересте писали «берестяные грамотки».

Работа со словарем: Важное место отводится работе со словарем: у каждого из участников стандартный блокнот — словарь. В процессе работы с литературой выясняются незнакомые слова и понятия, дается собственная трактовка, которая обосновывается и формулируется. Затем — работа с разнообразными словарями. Сравниваются собственные формулировки с формулировками, данными в словарях. В собственные словари записываются оба варианта, дополненные своими комментариями. Младшим ребятам помогают взрослые: важно понять, в чем ошиблись, и взять на заметку.

От занятия к занятию накапливается материал, увеличивается словарный запас, формируется понятийный аппарат, его освоение позволяет спокойно и свободно им пользоваться... Незнакомые прежде слова становятся знакомыми и понятными, Родители, выступая «группой поддержки», тоже ведут свои словари.

Занятие: «Как появилась азбука».

  1. Первый алфавит. Первая слоговая азбука. История создания первого в мире алфавита. Древние библиотеки. Крупнейшие в мире собрания книг.
  2. Работа со словарем: записываем новые слова и понятия.
  3. Праздник для первоклассников: «В гости азбука пришла».
  4. Выставка книг «В гости азбука пришла» (Азбуки: по выбору).

Книги:

Глухов А. Г. Звучат лишь письмена [ Текст]: судьбы древних библиотек /А. Г. Глухов. — М.: Книга, 1981. — 208 с.
Немировский Е. Л. Большая книга о книге /Евгений Немировский. — М.: Время, 2010. — 1086 с.: ил., факс, портр.
От азбуки Ивана Федорова до современного букваря: 1574 — 1974: Книга-альбом / авт. текста В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк; ред. кол. А. И. Маркушевич и др.; вступ. ст. Маркушевича; сост. В. П. Богданов. Г. В. кар. пюк. — М.: Просвещение. 1974. −239.Перехвальская Е. В. Откуда азбука пошла /Е. Перехвальская. — М.: Малыш, 1989. — 26 с.

Во время работы произошел необыкновенный эмоциональный всплеск, выразившийся в создании собственных азбук, «тайнописи», которую не так-то легко разгадать. Большую радость всем участникам доставила подготовка и проведение праздника для первоклашек, который в школе называется «Прощание с букварем»: поздравления, подарки и литературный праздник: «Посвящение в читатели» с вручением читательских билетов. Радостный день: отныне ребята — читатели, для них открыты все библиотечные залы.

Чтобы самим создать книгу, нужно знать ее устройство:

Занятие «Посмотрим на книгу внимательно».

  1. Структура книги. Элементы внешнего оформления книги: обложка, переплет. Элементы внутреннего оформления: титульный лист, оформление текста. Занятие проводится на материале сказок А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Билибина, В. Конашевича, Т. Мавриной.
  2. Работа со словарем: записываем новые слова и понятия

Занятие: Есть ли у книжки «снаряжение»?

  1. Справочный аппарат книги: оглавление, предисловие, аннотация, примечание. Вниманию детей предлагаются книги различной формы, объема, в мягкой и твердой обложке, с хорошо выполненными титульными листами, красной строкой, предисловием (книги по выбору). Внимательно рассматриваем и анализируем особенности оформления и иллюстраций книг.
  2. Работа со словарем: записываем новые слова и понятия.

Книги:

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге: [альбом] /М. В. Большаков.-.М.: Книга, 1990. — 155 с.: ил.
Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: рукописная книга северо-восточной Руси 12 — нач.15 веков /Г. И. Вздорнов. — Искусство, 1980.551 с.: ил.
Дацкевич В. П. Как делают книгу. Фотокнижка /В. П. Дацкевич; фотограф В. Дацкевича — М.: Дет лит., 1987. с. — 24 с.: цв. ил.
Малов В. И. Книга /В. И. Малов. — Слово /Slovo, 2002. — 48 с.- (Что есть что).
Немировский Е. Л. Большая книга о книге /Евгений Немировский. — М.: Время, 2010. −1086 с.: ил. факс, портр.

Занятия «Я — писатель. Я — Художник» — творческая деятельность детей и взрослых: сочиняем и иллюстрируем сказку, по желанию выбирая формат, технику выполнения иллюстраций.

Тема сочинения — свободная.

Окончание работы: выставка работ к Неделе детской книги, открытие выставки — Праздник.

Успешное завершение курса по истории книги подвел членов Клуба к решению важной задачи: созданию детской Пушкинианы с иллюстрациями детей (вдохновило наличие Пушкинской комнаты). Дети выросли, стали подростками, а подростки перешли в юношеский возраст и были готовы к решению новых творческих задач.

Тема следующего проекта: «А. С. Пушкин жизнь и творчество». Рассмотрим некоторые темы из этого проекта:

А. С. Пушкин. Сказки (состоит из нескольких занятий).

  1. Пушкин-собиратель сказок («записи Пушкина знаменуют перелом в отношении к устному народному творчеству» В. Я. Пропп). Сказки от Арины Родионовны: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне». История создания сказок. Читаем все сказки Пушкина, анализируем.
  2. Иллюстрации к сказкам по выбору юных художников: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка мертвой царевне». «Сказку о мертвой царевне» ребята сравнивают со сказками Ш. Перро «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», смотрят фильм-балет с одноименным названием. Иллюстрации к сказкам — домашнее задание.
  3. Рабочая выставка, выполненных детьми иллюстраций, компонуется из блоков, составленных из рисунков одного автора. Работа с выставкой дает возможность увидеть не только разнообразие выполненных работ, но и то, на что ребята не обратили внимание, какие важные моменты пропустили, что еще можно поправить, добавить, изменить. Выставка работает в течение месяца, и все это время продолжается работа с текстом поэмы. Работа заканчивается встречей с Заслуженным художником России А. И. Зыковым, который поддерживает ребят, дает каждому из них профессиональные советы и приглашает в свою мастерскую. Работу ребят отмечает и известный художник Л. В. Владимирский, встреча с которым состоялась в день рождения поэта. Важным моментом для ребят становится участие в отборе иллюстраций для книги.
  4. Художественный совет — сами художники: в книгу отбирают лучшие работы. Отбор строгий, но справедливый. Обиженных нет.

«Сказка о мертвой царевне» «Сказка о попе и о его работнике Балде»

Итог работы — выставка лучших изданий пушкинских сказок и среди них — сказки с иллюстрациями детей.

А. С. Пушкин. Поэмы — второй том детской Пушкинианы. Дети еще подросли. Читаем поэмы. Юные художники выбирают две — «Руслан и Людмила» и «Цыганы».

Поэма «Руслан и Людмила» напомнила им сказку. Объясняют свой выбор следующим образом: «Руслан и Людмила» поэма, но сказочная" (вспомним, что в сходстве этой поэмы со сказкой упрекали Пушкина некоторые современники). Поэма «Руслан и Людмила» поразила ребят: «Подумать только — ему было столько лет, сколько нам сейчас! И Жуковский похвалил, свой портрет подарил, да еще такие слова написал!».

«Цыганы» — «про любовь, хочется про это нарисовать». Поэма затронула личные переживания подростков (11-14 лет). Захотели говорить о любви, самые важные вопросы выясняли без родителей, стеснялись, приходили одни. Пушкин помогал прояснить самое важное: «Можно ли вернуть любовь, если тебя разлюбили?». И еще: «Если можно, то стоит ли это делать?».

С поэмой проводилась пристрастная работа: читали, перечитывали, вновь возвращались к чтению. Возникали вопросы, например, как в табор попал молодой цыган? Может быть, он рос рядом с Земфирой, но Земфира не замечала его: «Ведь девчонки смотрят на тех, кто постарше, не замечая ровесников, а тут появился Алеко. Она и влюбилась („втюрилась“) — девчонки такие». Девочки сочли эти слова наговором. Фантазии ребят о Молодом цыгане продолжались: «Цыганенок жил в таборе, вырос и однажды, когда Земфира танцевала. а Алеко обходил зрителей, получая плату, в круг к Земфире выскочил цыган и составил ей пару. «Здесь-то глаза ее открылись — вот она любовь!», — так говорили те, кто сочувствовал Молодому цыгану. Но некоторым из ребятам казалось, что цыган «прибился» к табору, когда увидел Земфиру, а Земфира «почувствовала родную кровь и отозвалась сердцем».

Другие — сочувствовали Алеко. «Разве это не предательство?!», — вопрошали они. «Бедный Алеко!», — горевали девочки. «Но можно ли вернуть любовь, если тебя разлюбили, или уйти, затаив боль. Уйти, чтобы жить в воспоминаниях другого человека светло и радостно?» — вопрос остался не разрешенным.

Создав свои иллюстрации к поэмам, ребята не простились с «Цыганами», продолжая обсуждать свои впечатления, высказались за спектакль: «хотим сыграть», И сыграли, выплеснув в нем все накопившиеся эмоции. У Пушкина сцены Земфиры и Молодого цыгана «за кадром», поэт дает лишь «голоса» героев, а в спектакле драма героев и ее финал происходили на глазах у зрителей. Так «не читающие» подростки опровергли высказывания тех, кто сомневается, что «устаревшая» классика сегодня не актуальна.

В работе с произведениями А. С. Пушкина была соблюдена та же последовательность действий, как и в предыдущих программах: чтение, обсуждение, иллюстрирование, спектакль. Новый элемент, дополнивший выбранную схему: Рабочая выставка, которая еще раз вернула ребят к чтению, полнее раскрыла их как читателей и как художников-иллюстраторов.

Сказки и поэмы в иллюстрациях детей.

Основная задача деятельности Клуба — воспитание творческого читателя. Предложенные примеры — это возможности привлечения внимания семьи к проблемам, связанным с детским чтением. Психологическое сопровождение Клуба дает свой результат: через некоторое время родители уже не говорили, что им нечему учиться у своего ребенка. Отмечали, что ребенок научил их терпению, сдержанности, выдержке, спокойствию, говорили, что у них появилось «стремление уважать его мнение», «стремление к совместному общению, взаимному пониманию». Дети удивленно отмечали, что «никогда не думали, что столько талантливых ребят рядом» с ними.

Программы были апробированы не только на базе Российской государственной детской библиотеки, но также на выездных площадках: в средней школе и УВК (школа — детский сад). На каждой площадке в содержании программы происходили некоторые изменения (это зависело от состава и возраста участников), но принципы, порядок действий оставались неизменными и зарекомендовали себя, как перспективные способы привлечения детей и подростков к систематическому и качественному чтению. В Отделе творческого развития читателя сегодня две самостоятельные группы Клуба, работающие по своим программам. В этой статье шел разговор об одной из групп Клуба — группе иллюстраторов. Вторая группа — это просто «читатели: дети и родители», которые читают и занимаются разнообразным творчеством в библиотеке.

Занятия в Клубе семейного чтения — это одна из форм семейного досуга в библиотеке. Как показывает опыт, работа в формате Клуба перспективна, она требует продолжительности во времени, преемственности в действиях и ответственности в выполнении взятых на себя обязательств. Открывая детям «необыкновенную тайну», что чтение — это «страна удовольствий и знаний», взамен получаем стократную радость.

С опытом работы Клуба семейного чтения, материалами по итогам психологического практикума для родителей, одной из программ Клуба, а также методическими рекомендациями к занятиям по программе, можно познакомиться в издании Российской государственной детской библиотеки «В некотором царстве, в некотором государстве...». — М.: РГДБ, 2008. — 112 с. («Детские библиотеки — семье». Вып. 2)