МЕТОДИКИ ПО ДЕТСКОМУ ЧТЕНИЮ

Главная страница → Методики по детскому чтению

Представляем методики ведущих сотрудников Российской Государственной детской библиотеки по приобщению детей к чтению.

«Глагол „читать“ не терпит повелительного наклонения», — эта строчка современного французского педагога и писателя Даниэля Пеннака описывает саму суть проблемы приобщения к чтению. Мы, взрослые, можем окружить ребенка книгами, но это совсем не гарантирует того, что он захочет взять их в руки. Мы можем регулярно рассказывать о пользе чтения. Результатом наших педагогических усилий, с большой долей вероятности, станет то, что ребенок научиться «правильно» отвечать на вопросы взрослых и приводить в своих сочинениях стандартные фразы о пользе чтения, но при этом он не будет читать ничего, кроме произведений, входящих в школьную программу.

Мы, правда, можем и заставить его читать, особенно пока он мал и наш авторитет непререкаем, а наши силы несопоставимы, но пройдет не так много времени — и в ответ мы получим презрение и недоверие к нам и стойкую нелюбовь к чтению.

Заставить читать можно, но невозможно заставить любить чтение, невозможно заставить совершать ту трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а ребенка — равноправным собеседником автора. В процессе приобщения ребенка к чтению взрослый исполняет роль посредника между ребенком и книгой или шире — книжной культурой. В этой роли он должен увлечь ребенка чтением, а так же выполнить за него и вместе с ним ту читательскую работу, которую ребенок пока еще не может выполнять самостоятельно. Решение обеих этих задач трудно подчинить какому-то строгому алгоритму.

Можно рассказать взрослым о пользе семейного чтения, написать методические рекомендации о том, что и как читать ребенку определенного возраста, но пользу эти рекомендации принесут только в том случае, если взрослому удается чувствовать ребенка, понимать, что ему нужно, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей. Самые хорошие методические рекомендации, применяемые без учета ситуации, особенностей ребенка могут оказаться бесполезными, а порой даже вредными.

С мотивацией к чтению дело обстоит еще сложнее. Мы не можем заставить или уговорить ребенка любить чтение, любовь можно только разделить, подарить и ждать, что ребенок откликнется, что ваша искренняя увлеченность заденет какую-то струнку его души.

Авторские методики приобщения к чтению, с которыми мы хотим вас познакомить, созданы людьми, которые знают и любят детей и являются компетентными специалистами в области педагогики и психологии детского чтения. Эти методики годами разрабатывались и апробировались в стенах Российской государственной детской библиотеки в рамках регулярных занятий с детьми и строгих научных исследований.

Методика совместного сочинения историй Оксаны Леонидовны Кабачек позволяет ребенку реализовать свою авторскую позицию, сочинить свою собственную сказку, а заодно научиться сотрудничать со взрослым и сверстником, понять законы сказочного жанра (что делает сказку интересной или неинтересной для читателя, каким должен быть настоящий герой), возможно, решить какие-то собственные проблемы.

Цикл занятий «Сочиняем книжку вместе с Дениской Кораблевым», разработанный Натальей Григорьевной Малаховой, также вовлекает дошкольников в литературное творчество, но уже по мотивам конкретного произведения — «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Вместе с Дениской ребята размышляют о своей жизни и о себе и создают небольшие произведения о том, что они любят или не любят, о своих друзьях детства — самых любимых игрушках, об отношениях с родителями; учатся соотносить свой личный опыт с авторским видением, сопереживать, размышлять, делать выводы.

Еще один цикл занятий — «Листы каменной книги» Лады Игоревны Новофастовской погружает юных читателей в мир первобытного человека. А помогают им в этом погружении книги, диафильмы, аудиозаписи, и, конечно, взрослый, вместе с которым ребята размышляют о прочитанном, услышанном, увиденном, а также создают творческие работы.

Три вышеперечисленные методики могут быть использованы как родителями, так и педагогами или психологами, работающими с детьми. Четвертая, представленная на этом сайте методика, «Клуб семейного чтения» (автор: Вера Владимировна Милицкая) адресована профессионалам в области детского чтения и посвящена организации работы в детско-родительском клубе. На страницах своей статьи Вера Владимировна не просто описывает клубную работу, логику ее выстраивания, цели, методические приемы, но и приглашает читателя в творческую лабораторию, описывая наблюдения, размышления и вопросы, которые возникали по ходу разработки и апробации занятий.

Все описанные методики очень разные, каждая имеет свою ценность, каждая может стать для вас и ребенка той тропинкой, по которой вы вместе отправитесь в путешествие по миру чтения.

Дарья Дмитриева